Ошибка
  • Ошибка при загрузке компонента: com_media, 1

Школьные годы, чудесные… или большие проблемы маленького человека.

Учитель должен быть более способен к обучению, чем его ученики.

Карл Роджерс. « Свобода учиться»

               

В отношениях учителя и учащихся неизбежно возникают трудности и конфликты, которые являются естественной частью школьной жизни.  В школьной среде популярны представления о том, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. Однако конфликт можно рассматривать как способ развития, как конструктивный или деструктивный фактор в развитии отношений. Такое амбивалетное отношение к нему зависит от способа его разрешения. Эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках и стремлениях, несовпадением целей и поступков, укрепляют взаимоотношения и тем особенно ценны. Вместе с тем есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи. Правда, не сами конфликты действуют разрушительно и затрудняют общение учителя и ученика, а их следствия: страх, враждебность, гнев, обида и т.д. Противоречие переходит в межличностный план, происходит столкновение интересов участников образовательного процесса. При слишком интенсивных и длительных переживаниях может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. стереотип поведения, который  искажает характер мышления, поступков, чувств.

Учащиеся и их родители, оказавшиеся в ситуации хронического неуспеха, напряженных отношений с педагогами и одноклассниками, не в силах разрешить эту ситуацию самостоятельно. Дети не обладают необходимыми для решения такой сложной задачи навыками, уровнем зрелости и рефлексивности. Родители не могут справиться с эмоциями и подобрать бесконфликтный способ выхода из ситуации. Возможность разрешения конфликта зависит, безусловно, от учителя: только педагог сможет грамотно организовать ситуацию общения с учеником и его семьей. Залог успеха – в профессиональном взаимодействии все участников. Вот несколько правил экстренного педагогического вмешательства, которые помогут ослабить отрицательные переживания и вывести конфликт в позитивное русло:

 

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении)  ученика, а не на его личности.

            Когда вы обсуждаете с учеником его поведение, придерживайтесь объективного стиля. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте таких слов, как «плохо», «глупо», «неправильно». Субъективные, оценочные слова только вызовут раздражение и в итоге уведут от решения проблемы.  Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это правило «здесь и сейчас». Обращение к прошлому или к будущему ученика, наводит на мысль, что конкретный поступок — что-то неизбежное и неисправимое. Будьте твердым, но доброжелательным. Быть твердым в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его. И в то же время быть доброжелательными в отношении ученика, совершившего проступок, чтобы у него не возникло желание защищаться и мстить. «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!» Такая установка означает, что вы верите в своих учеников, считаете, что они могут вести себя в соответствии с правилами. Ваша вера в детей — самый мощный импульс измениться, так как повышает самоуважение.

       Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями.

            Когда ученик демонстрирует «плохое» поведение, учитель переживает весьма неприятные эмоции. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность, и мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. То, что вы чувствуете, нормально. Но! Отрицательные эмоции можно контролировать. Для разрядки кто-то выбирает физические упражнения, кто-то — домашнюю работу или общение с друзьями. Когда учитель управляет своими эмоциями и не выливает на головы учеников потоки «благородного гнева», он готовит почву для успешного взаимодействия.

           

         Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации.

           

            Предвосхищая вопросы учителей, желающих точно знать, чего же нельзя делать, перечислим типичные ошибки в реагировании на выходки учеников. Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

  • повышаем голос,
  • оставляем последнее слово за собой,
  • даем оценку характеру ученика, сравниваем одного ученика с другим,
  • втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
  • читаем морали, формируем обобщения типа: «Все вы одинаковы»,
  • придираемся, передразниваем,

·         требуем, командуем, давим, оскорбляем (чаще всего невербально).

         Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок — на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой.

         Правило 4. Обсуждайте проступок ученика позже.

                Поговорить о поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда оба — и ученик, и учитель — возбуждены, вам не удастся взаимодействовать конструктивно. Когда же проводить обсуждение? Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать. Когда рядом не будет зрителей, и учителю и ученику не перед кем будет самоутверждаться. Учитель будет в состоянии дать описание нарушения поведения объективно, причем именно того, что произошло, а не того, кто виноват в этом, то есть описать действия, а не действующего. Ученик будет в состоянии слышать и понимать.

         Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо».

            Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает — если мы играем в эту игру вместе с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо» и вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают. Настаивая на полном подчинении, вы рискуете спровоцировать новый виток конфронтации, еще худший, чем первый.  Заметим, что ворчание — нормальная реакция человека, оказавшегося в подобной ситуации. Вспомним свою собственную реакцию, когда вам приходилось подчиняться, делать что-то, не входящее в ваши планы.

            Наибольшая польза этих правил в том, что дети видят другую, неагрессивную модель поведения. При этом не стоит забывать и о том, что всегда легче предупредить возникновение тех или иных трудностей, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся проблемы.