Классный час "Самооценка"
Слайд 1
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир.
Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Возраст: 8-9 класс.
Форма проведения: час общения.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
Психолог. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми?
Что можно узнать о себе?
Слайд 2
1.Свои физические возможности, состояние здоровья.
2.Свои таланты, способности (умственные, творческие).
3.Свой характер, темперамент, волю.
4.Свои вкусы, привычки.
5.Свои сильные и слабые стороны.
Психолог. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. То есть в основе самопознания лежит самооценка. Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Слайд 3
1.Узнать призвание, выбрать профессию.
2.Избежать ошибок и разочарований.
3.Правильно вести себя с окружающими.
4.Не браться за невыполнимые дела.
5.Правильно определить цель в жизни.
II. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»
Слайд 4
Психолог. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На слайде я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой, но специально перепутала признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой.
Самооценка |
||
Завышенная |
Заниженная |
Объективная |
Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость |
Высокомерие Нахальство Обидчивость Чувство собственного достоинства |
Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость |
(В течение 3-5 минут дети работают.)
Время истекло, слушаем мнения групп.
Психолог. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
III. Проблемная ситуация «Как себя оценить? «
Слайд 5
Психолог. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной восьмиклассницы Светы (на слайде).
Слайд 6
Правильно ли оценивала себя Света? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы детей:
- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели.
IV. Составление самохарактеристики.
Психолог. На листочках обведите свою руку. В центре ладошки напишите слово «Я». А на полученных пальчиках - 5 качеств своей личности.
Психолог читает, а дети определяют, человеку с какой самооценкой принадлежит листочек.
V. Диагностика самооценки.
Слайд 7
Тест на самооценку
Инструкция: Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:
«Очень часто» – 4 балла;
«Часто» – 3 балла;
«Иногда» – 2 балла;
«Редко» – 1 балл;
«Никогда» – 0 баллов.
Тестовое задание:
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Обработка и интерпретация результатов теста: Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.
Интерпретация теста:
10 баллов и менее – завышенный уровень.
11-29 баллов – средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей.
Более 29 – заниженный уровень.
Слайд 8
VI. Просмотр мультфильма (с обсуждением).