Эта долгая дорога
Переходим ко второму разделу нашего музея. Он называется «Это долгая дорога «Нормандии-Неман» и посвящен боевому пути французского полка.
На светло-зеленом фоне, мы видим красную звезду на темно-зеленой стрелке с надписью: «Москва, прибытие, 28 ноября 1942 года», дата прилёта французов в Советский Союз. Над звездой – темно-зеленая стрелка с указанием дат тренировочных полетов эскадрильи, которая направлена на круг, обозначающий авиабазу в г. Иваново. Слева от красной звезды вертикально написанные слова: «Полотняный Завод». Это и есть начало боевого пути пока ещё эскадрильи «Нормандия».
На данном фоте показан макет дома в городе "Полотняный завод", где жили французы.
Вы видите, что карта цветом разделена на несколько частей: зеленый, розовый, оранжевый. Эти цвета обозначают военные кампании полка «Нормандия-Неман» разных лет:
1943 года – жёлтый,
1944 года – розовый,
1945 года – оранжевый.
Итак, 1943 год первая боевая кампания.
Первые боевые вылеты, первые победы. Но уже через неделю и первые потери, болезненно принятые французами. Трое летчиков были сбиты, осталось 11 человек, а крупные операции ещё не начинались.
В одну из теплых и тихих июльских ночей внезапно задрожала земля. Все проснулись и стали прислушиваться к далекому громыханию пушек. Оно продлилось три дня – это было начало великой битвы под Курском, явившейся вторым после Сталинграда переломным моментом войн. «Нормандия» оказалась на правом крыле фронта, под Орлом. Боевые вылеты следуют непрерывно, один за другим. Прибыли новые пилоты, их теперь уже было 21.
С 13 по 17 июля 1943 года «Нормандия» выполнила 112 вылетов, сбила 17 вражеских самолетов. Это были победы, доставшиеся дорогой ценой: шестеро летчиков погибли среди них и командир, майор Тюлян.
Майор Жан Луи Тюлян
А 19 июля эскадрилья записала 30-ую победу. Из Москвы прибывают 10 новых пилотов и новый командир Пьер Пуйад.
Пьер Пуйад
18 августа полк направляется на Запад, близится битва за Смоленск и Ельню.
Схватки с врагом продолжаются. К зиме «Нормандия» одержала 42 новые победы, пожертвовав 12-ю пилотами: 10 погибших или пропавших без вести, двое тяжело раненных. Боевой и личный состав опасно сокращается. Все части обескровлены. 18 Гвардейский полк также понес тяжелые потери. Что готовит наступающая зима? Выпадает первый снег... 6 ноября полк отправляют в Тулу, в 200 км к югу от Москвы, где полк гордившейся своими 72-мя победами, ждет пополнения.
Начинается вторая военная компания «Нормандии-Неман».
В Туле полк получает прекрасное пополнение 52 новых пилота. Начинается их активная боевая подготовка, во время которой оно теряют трех товарищей, не считая других более мелких инцидентов. Теперь в полку 4 эскадрильи.
Летом разворачивается большое наступление советских войск, Менее чем за 3 недели они продвинулись более чем на 200 километров, оставив позади себя десятки тысяч немецких солдат. 14 июля (главный национальный праздник во Франции – День взятия Бастилии) «Нормандия» вошла в Литву. Этот перелет стоил жизни лейтенанту Морису де Сейну и русскому механику Владимиру Белозубу, чья история стала символом дружбы между русским и французским народом.
Началась операция по форсированию реки Неман. Сражение продлится всего несколько дней, но окажется очень ожесточенным из-за упорного сопротивления немцев: Восточная Пруссия была уже недалеко.
По случаю победы на реке Неман 1 августа 1944 года был обнародован приказ маршала Сталина, в котором упоминалась и французская часть. С этого дня полк носит название «Нормандия-Неман». На его счету 86 боевых побед. 21 июля полк выдвигается в Алитус. Каждый день французские летчики летают над вражеской территорией, все мечтают о конце войны, но он ещё далеко.
Полк пополняется новыми боевыми машинами. Это новые самолеты Як-3. Позже он проявит себя как идеальный истребитель. Он творил чудеса в воздухе, сея панику в рядах немцев.
Як-3
Именно здесь, в Алитусе, французы узнают 14 августа об освобождении Парижа. Радости не было конца!'
Фото взяты из книги "Les Ailes de Glore" №4r