Выступление на родительской конференции в рамках проекта

Обучение чтению дошкольников и младших школьников

(Выступление на родительской конференции в рамках проекта «Говорите по-русски правильно!», ноябрь 2007 г.)

Очень часто у родителей возникают вопросы, связанные с обучением детей чтению:

$1ØКогда начинать учить ребенка читать?

$1ØКто должен заниматься обучением? Родители или специалисты?

$1ØДолжен ли ребенок уметь читать до поступления в школу?

$1ØКак помочь ребенку, если возникли трудности?

Эти же вопросы являются дискуссионными среди учителей, психологов, логопедов (как среди практиков, так и представителей науки). Почему? Чтение – сложный психофизический процесс. Основная функция принадлежит мозгу, к работе которого присоединяется работа зрительного анализатора. Чтение является сложной деятельностью, включающей в себя такие ВПФ, как смысловое восприятие, внимание, память, мышление, Сложная структура процесса чтения и создает трудности исследования.

Теоретики и практики пришли к выводу, что ребенок готов к обучению чтению к 5 годам, к 7 годам должен уметь читать, к 10 годам читать бегло, понимать смысл прочитанного текста, понимать подтекст.

Нужно отметить, что в отличие от устной речи, письменная речь (чтение и письмо) формируется только в результате целенаправленного обучения. При формировании навыка чтения дети проходят определенные этапы:

Øчтение по буквам;

Ø чтение по слогам (в норме до 2-ух лет);

Øчтение целыми словами.

Нужно беспокоиться, когда ребенок читает «плохо» через 1-1,5 года после начала обучения. Невозможно найти универсального объяснения всех случаев нарушения чтения и письма, поскольку эти нарушения основываются на совокупности дисфункций: недостаточно сформированной устной речи, ручной умелости, телесной схемы, чувства ритма. Могут оказать негативное влияние: наследственный фактор, ослабленное здоровье, травмы.

Какие ошибки могут быть у детей в процессе обучения чтению:

Øсмешение букв (о=у, г=к, с=ш, р=л);

Øискажения состава слова (пропуски, перестановки, вставки);

Øнеобоснованные догадки (ворота=ворона);

Øошибки ударения;

Øребенок не может удержать строку;

Øнепонимание смысла прочитанного.

Чем родители могут помочь своему ребенку:

Øисправление ошибок должно быть корректным;

Øполезно повторное чтение, слушание текстов;

Øчтение с линейкой, «с пальчиком»;

Øисправление звукопроизношения;

Øработа над смыслом прочитанного текста;

Øконтроль домашних заданий;

Øконсультации специалистов.

Нужно помнить, что в норме количество ошибок при чтении должно уменьшаться в процессе обучения.

Для компенсации выявленных нарушений нужны благоприятные внутренние и внешние условия. Внутренние:

   высокий общий уровень умственного развития ребенка;

  хорошее состояние здоровья и высокая общая работоспособность;

  сбалансированность нервных процессов;

   нормальное развитие эмоционально-мотивационной сферы.

Внешние условия:

    хорошие социально-экономические условия;

    нормальный эмоциональный климат в семье;

    высокий уровень преподавания в школе;

    доброжелательное отношение родителей, учителя, сверстников.

В настоящее время чтение рассматривается: «… как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности». Для родителей и учителей на первом этапе обучения ребенка - это цель, к которой нужно стремиться.

Материал подготовила: учитель-логопед О. А. Козлова

Литература

1.     Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей», 2003 г.

2.     Садовникова  И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма», 2005 г.

Логопедические занятия дадут положительные результаты, если:

1.                Ребенок регулярно посещает занятия с логопедом.

2.                Родители поддерживают у ребенка положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

3.                Родители оказывают ребенку помощь в выполнении заданий логопеда.

4.                С ребенком занимается взрослый член семьи, который сам правильно произносит все звуки.

5.                Взрослые  знают артикуляционные упражнения и приемы развития мелкой моторики рук.

6.                Пройденный материал закрепляется в бытовой обстановке.

7.                Дома есть пособия и литература для занятий.

О чтении и письме

«Уважаемые воспитатели, учителя, родители!

Вы должны знать, что трудности чтения и письма на начальном этапе обучения ребенка никогда не являются результатом нерадивости, лености детей, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены, если они выявлены своевременно».

Л. В, Семейко,

«Материалы I Международной конференции российской ассоциации дислексии».

Надо помнить, что чрезмерно обильное чтение, носящее страстный и навязчивый характер, которое заставляет ребенка нарушать свои физиологические потребности и забывать интересы своего возраста, безмерное чтение, целиком его поглощающее и порабощающее, - такое чтение ведет к поразительно быстрому, неестественному созреванию – скороспелости и перезрелости ребенка. Кроме того, оно создает и общее, и нервно-психическое его истощение. Отсюда логически вытекают мероприятия: не допускать такого абсолютно ненормального чтения и превращения его в орудие истощения нервной системы.

Оставьте один час в день для чтения с вашим ребенком его любимой книги.

Отвлекайте ребенка  от чрезмерного чтения другими занятиями (рисованием, конструированием, и т.п.)