Выступление на родительской конференции в рамках проекта
Обучение чтению дошкольников и младших школьников
(Выступление на родительской конференции в рамках проекта «Говорите по-русски правильно!», ноябрь 2007 г.)
Очень часто у родителей возникают вопросы, связанные с обучением детей чтению:
$1ØКогда начинать учить ребенка читать?
$1ØКто должен заниматься обучением? Родители или специалисты?
$1ØДолжен ли ребенок уметь читать до поступления в школу?
$1ØКак помочь ребенку, если возникли трудности?
Эти же вопросы являются дискуссионными среди учителей, психологов, логопедов (как среди практиков, так и представителей науки). Почему? Чтение – сложный психофизический процесс. Основная функция принадлежит мозгу, к работе которого присоединяется работа зрительного анализатора. Чтение является сложной деятельностью, включающей в себя такие ВПФ, как смысловое восприятие, внимание, память, мышление, Сложная структура процесса чтения и создает трудности исследования.
Теоретики и практики пришли к выводу, что ребенок готов к обучению чтению к 5 годам, к 7 годам должен уметь читать, к 10 годам читать бегло, понимать смысл прочитанного текста, понимать подтекст.
Нужно отметить, что в отличие от устной речи, письменная речь (чтение и письмо) формируется только в результате целенаправленного обучения. При формировании навыка чтения дети проходят определенные этапы:
Øчтение по буквам;
Ø чтение по слогам (в норме до 2-ух лет);
Øчтение целыми словами.
Нужно беспокоиться, когда ребенок читает «плохо» через 1-1,5 года после начала обучения. Невозможно найти универсального объяснения всех случаев нарушения чтения и письма, поскольку эти нарушения основываются на совокупности дисфункций: недостаточно сформированной устной речи, ручной умелости, телесной схемы, чувства ритма. Могут оказать негативное влияние: наследственный фактор, ослабленное здоровье, травмы.
Какие ошибки могут быть у детей в процессе обучения чтению:
Øсмешение букв (о=у, г=к, с=ш, р=л);
Øискажения состава слова (пропуски, перестановки, вставки);
Øнеобоснованные догадки (ворота=ворона);
Øошибки ударения;
Øребенок не может удержать строку;
Øнепонимание смысла прочитанного.
Чем родители могут помочь своему ребенку:
Øисправление ошибок должно быть корректным;
Øполезно повторное чтение, слушание текстов;
Øчтение с линейкой, «с пальчиком»;
Øисправление звукопроизношения;
Øработа над смыслом прочитанного текста;
Øконтроль домашних заданий;
Øконсультации специалистов.
Нужно помнить, что в норме количество ошибок при чтении должно уменьшаться в процессе обучения.
Для компенсации выявленных нарушений нужны благоприятные внутренние и внешние условия. Внутренние:
высокий общий уровень умственного развития ребенка;
хорошее состояние здоровья и высокая общая работоспособность;
сбалансированность нервных процессов;
нормальное развитие эмоционально-мотивационной сферы.
Внешние условия:
хорошие социально-экономические условия;
нормальный эмоциональный климат в семье;
высокий уровень преподавания в школе;
доброжелательное отношение родителей, учителя, сверстников.
В настоящее время чтение рассматривается: «… как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности». Для родителей и учителей на первом этапе обучения ребенка - это цель, к которой нужно стремиться.
Материал подготовила: учитель-логопед О. А. Козлова
Литература
1. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей», 2003 г.
2. Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма», 2005 г.
Логопедические занятия дадут положительные результаты, если:
1. Ребенок регулярно посещает занятия с логопедом.
2. Родители поддерживают у ребенка положительную мотивацию к логопедическим занятиям.
3. Родители оказывают ребенку помощь в выполнении заданий логопеда.
4. С ребенком занимается взрослый член семьи, который сам правильно произносит все звуки.
5. Взрослые знают артикуляционные упражнения и приемы развития мелкой моторики рук.
6. Пройденный материал закрепляется в бытовой обстановке.
7. Дома есть пособия и литература для занятий.
О чтении и письме
«Уважаемые воспитатели, учителя, родители!
Вы должны знать, что трудности чтения и письма на начальном этапе обучения ребенка никогда не являются результатом нерадивости, лености детей, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены, если они выявлены своевременно».
Л. В, Семейко,
«Материалы I Международной конференции российской ассоциации дислексии».
Надо помнить, что чрезмерно обильное чтение, носящее страстный и навязчивый характер, которое заставляет ребенка нарушать свои физиологические потребности и забывать интересы своего возраста, безмерное чтение, целиком его поглощающее и порабощающее, - такое чтение ведет к поразительно быстрому, неестественному созреванию – скороспелости и перезрелости ребенка. Кроме того, оно создает и общее, и нервно-психическое его истощение. Отсюда логически вытекают мероприятия: не допускать такого абсолютно ненормального чтения и превращения его в орудие истощения нервной системы.
Оставьте один час в день для чтения с вашим ребенком его любимой книги.
Отвлекайте ребенка от чрезмерного чтения другими занятиями (рисованием, конструированием, и т.п.)