Психологическая адаптация пятиклассника

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Пятый класс – начало подросткового возраста. В этот период происходит постепенная замена ведущей деятельности. Если раньше ведущей деятельностью ребенка была учебная деятельность, то теперь на первый план выступает общение. Характерно повышенное внимание ребенка к своей внешности, у многих начинается непринятие своего тела. Ребенок в этом возрасте становится критичным по отношению к себе и окружающим, особенно к бывшим авторитетам. В связи с этим у ребенка появляется такая реакция, как негативизм, отрицание всего, чтобы не говорил бы взрослый. Самооценка школьников становится зависимой от мнения сверстников, поэтому для них очень важно, что думают о них одноклассники.
     В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся - так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней - все это является довольно серьезным испытанием.

В этот период дети могут стать неузнаваемым: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывает их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.

Уважаемые родители! Постарайтесь в этот период обеспечить ребенку спокойную, шадящую обстановку, четкий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил Вашу поддержку и помощь.

$1·        Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу», похвала даже, если не очень получается).

$1·        Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

$1·        Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 Желаю Вам удачи!