Специализированные классы

Одним из ведущих принципов, на которых основывается отечественная государственная политика в сфере образования является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования» (ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ). В Программе реиндустриализации экономики Новосибирской области определена государственная политика по ускорению технологического развития экономики, восстановлению и модернизации действующих производств на базе принципиально новых технологий, созданию новых высокотехнологичных отраслей. Поэтому всё больше внимания стало уделяться вопросам развития инженерного образования, повышению престижа инженерно-технических специальностей, широко обсуждаются вопросы подготовки квалифицированных инженерных кадров для современной инновационной экономики, формирования спроса на эти профессии.

С 2013 года гимназия №16 «Французская» по итогам конкурсного отбора включилась в реализацию регионального проекта «Специализированные инженерные классы», что было обусловлено высокой востребованностью у обучающихся знаний математического и естественного цикла, курсов инженерной направленности (робототехника, проектирование, моделирование и другие). Ориентиром при разработке образовательной программы инженерных классов стала Концепция создания и развития специализированных классов инженерно-технологического направления в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области. Для формирования ключевых компетенций выпускника инженерного класса в рамках модели педагогической системы специализированного образовательного пространства инженерного класса в гимназии №16 «Французская» мы постарались максимально эффективно использовать все имеющиеся условия не только на учебных занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.

Новое содержание инженерного образования, основанное на комплексе компетенций, предусматривает фундаментальные и технические знания, умение анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе. В соответствии со Стандартом 5 CDIO учащиеся в течение года готовят два или более проекта, предусматривающих получение опыта проектно-внедренческой деятельности: один на базовом уровне, один - на продвинутом.

 В Учебный план включены и успешно апробированы следующие авторские программы, которые реализуются за счет компонента образовательного учреждения:  "Робототехника", 5 класс; "Наглядная геометрия", 5-6 классы;  "Физика вокруг нас", 6 класс;  "Электротехника",  7 класс;  "Информатика и ИКТ", 6-9 классы; "Материаловедение",  10 класс ;  "Черчение с элементами инженерной графики", 10-11 классы . Особенностью классов является изучениеиностранных языков.Разработан курс «Инженерия на французском». В рамках внеурочной деятельности для учащихся организовано изучение английского языка. В 10 классе в рамках мультипрофильного обучения учащиеся могут выбрать как уровень, так и сам язык (французский или английский). Такой подход повышает конкурентноспособность наших выпускников и актуально в условиях г. Новосибирска, в котором работают множество иностранных фирм – производителей. Организована работа следующих курсов внеурочной деятельности с привлечением преподавателей СГУГиТ, НГАСУ, НГПУ: "Робототехника", "Программирование на языке Паскаль",  "ФЛЭШ - анимация",  "Мультимедийные технологии",  "Инженерная культура", "3D – моделирование",  "3D- прототипирование", "Черчение с элементами инженерной графики", "Школа Исследователя" (инженера-Архитектора). Учащиеся ежегодно принимают участие в научной конференции для школьников «Развитие инженерной мысли: от прошлого в будущее» на базе НГАСУ (Сибстрин). В 1-я научной конференции учащихся в секции «Архитектура и дизайн» 2 место заняла работа Бороздиной Елизаветы, Кейглер Екатерины и Кузмичевой Олеси. На 3-й конференции лауреатом стала работа Белых Екатерины, Улановой Юлии «Геометрическая теория многогранников. Бакминстер Фуллер». Есть результаты в соревнованиях по робототехнике: призер городских соревнований по робототехнике в НГТУ, 2 место на городских соревнованиях на базе Планетария и 3 место на окружных соревнованиях на базе Гимназии № 1, 2 место в соревнованиях «ИКАР» и другое. Проект «Робот – рисовальщик» (Шульженко Саша, Громова Маша, Баскаков Костя) представлен на Турнире Юных Инженеров Исследователей (СУНЦ НГУ) и на городском конкурсе проектов учащихся 5-8 классов, где стал лауреатом. Проект «Герой Советского Союза А.П.Беневоленский. Создание фильма о героическом подвиге средствами программ 3Д моделирования» - лауреат городской НПК «Сибирь 2016. Три года принимаем участие в Турнире Юных Инженеров Исследователей (СУНЦ НГУ).

 С целью подготовки к региональным соревнованиям JuniorSkillsорганизована подготовка по следующим компетенциям:  "Инженерный дизайн CAD ", "Электроника", "Лабораторный химический анализ", "Прототипирование", "Сетевое и системное администрирование", "Мобильная робототехника", "Дизайн одежды", "Мультимедийная журналистика". По результатам проведения I Чемпионата JuniorSkills в 2016 году наши ребята заняли 3 место в номинациях «Электроника» и «Лабораторный химический анализ». В этом году подготовлено одиннадцать команд в восьми номинациях. В настоящее время известно, что две команды в возрастных категориях 10+ и 14+ в номинации «Электроника» прошли на региональный этап, заняв соответственно 3 и 2 место.

Участие гимназии в реализации регионального проекта "Дистанционная школа Новосибирской области"  расширяет возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося, причем не только нашей гимназии, но и других образовательных организаций. Мы  апробируем новое содержание, формы, методы и технологии, направленные на повышение качества обученности учащихся и уровень сформированности ключевых компетенций выпускников. В рамках проекта апробировали дистанционный курсы регионального контента «Информатика и ИКТ», «Физика в профессии инженера». Учителем физики гимназии разработан и апробирован дистанционный курс «Физика вокруг нас» для 6 инженерного класса. Курс разработан в веб-приложении Moodle 2.4, расположенна сайте региональной системы дистанционного обучения ОблЦИТ( http://e-learning.oblcit.ru/moodle24/course ) .